Содержание
- Про преподавание английского
- Хочу изучать английский язык
- Легкое изучение английского языка – возможно ли?
Раннее утро, все спешат на работу, пьют ароматный кофе, а у нас уже во всю кипит робота! Сегодня мы узнаем про занятия английским языком, про студентов и преподавателей из первых уст. На наши вопросы отвечает преподаватель школы Yappi Corporate Диана Головань. Мы разберемся, где искать мотивацию студентам для занятий английским языком и на что обратить внимание начинающему преподавателю.
Про преподавание английского
Что вам нравится в работе преподавателя?
Преподавание английского приносит удовольствие, когда видишь результат своей работы. Человек приходит с мыслью: «Хочу изучать английский язык», – и вот уже через несколько месяцев работы слышишь отзывы о том, как получилось узнать информацию во время путешествия или пообщаться по телефону. Также нравится наблюдать за процессом, когда в ходе обучения английский язык становится все более понятным и то, что еще вчера казалось невозможным, сегодня не только понятно, но и используется в речи.
Интересно работать с людьми. Мне кажется, преподавание английского языка имеет двустороннюю направленность. Ты делишься знаниями, а студенты рассказывают про свой опыт, увлечения. Например, обсуждаете всемирные бренды, а тут оказывается, что студент имеет опыт работы за границей и он делится, какие бренды популярны на другом конце мира, как там относятся к тому, что популярно у нас. Или вы обсуждаете управление проектами, а в группе есть специалист по этому вопросу, который расскажет, что так уже не делают, а вот этот совет действительно работает. И это мотивирует развиваться, искать современный материалы, чтобы делать уроки максимально полезными и актуальными. Самое главное, что в таких обсуждениях на занятии английским участники полностью погружаются в процесс и улучшаются разговорные навыки, ведь ты не просто пересказываешь, а делишься опытом, пропущенным через себя, то есть говоришь о том, что актуально тебе. Значит, обучение английскому языку проходит быстрее и результативней.
Что самое сложное в работе преподавателя?
Находиться в постоянном движении. Как только ты останавливаешься и начинаешь работать по одному и тому же шаблону, с одним и тем же материалом, хоть он уже лет 5 как неактуальный, обучение английскому языку престает отвечать требованиям XXI века. Почему это сложно? Иногда бывает тяжело заставить себя двигаться вперед, выходить очередной раз из зоны комфорта, хочется побыть в состоянии покоя. И тут же студенты дают ответную реакцию, и ты сам недоволен ни уроком, ни результатом. Очень помогают семинары, конференции, мастер-классы, которые сейчас найти преподавателю английского просто. Пообщавшись с коллегами, вдыхаешь свежий воздух и выходишь уже с головой полной идей и готовой к дальнейшему преподаванию английского.
Самым ценным считается найти преподавателя английского, который поможет сохранить мотивацию к обучению. Как может дать мотивацию человек, у которого не горят глаза? А часто при большой загрузке очень легко перегореть. Чтобы избежать этого, нужно уметь переключаться и посвящать время себе, своим близким, своим увлечениям. Мне, например, помогают, путешествия. Несколько дней и уже начинаешь скучать по урокам, студентам и хочется срочно устроить кому-то занятие.
Кстати, еще одна сложность заключается в том, чтобы не начать учить всех вокруг. Некоторых преподавателей очень легко заметить в компании людей, они как будто проводят постоянный урок английского в Киеве: любят кого-то поучить и оставаться всегда правыми. Тут важно разделять работу и свободное время. Лучше такие привычки оставлять на работе. Хотя мне кажется, что привычку оставаться всегда правым следует забыть вовсе. Конечно, преподаватель должен быть компетентным в вопросах обучения и английского языка, но все мы люди и можем ошибаться. Уметь признать свою ошибку и разобраться в ситуации важнее, чем оставаться всегда правым. Это мое мнение.
Ваш совет начинающему преподавателю.
Давайте студентам больше возможности говорить. Даже начальное изучение английского языка предполагает общение студентов. Иногда на занятии можно наблюдать так называемый театр одного актера. Преподаватель тратит большую часть времени на объяснения правил, не давая должной возможности студентам отработать новый материал, а иногда и вовсе тратит время занятия на свои истории. Конечно, в ограниченном количестве это нормально. Студенты же должны знать, что вы тоже человек с жизнью за пределами учебника. Но все же, старайтесь держать рот на замке как можно чаще, а вдруг – студенты уже знают это правило и могут поделиться им с основным. Ваша задача в современной аудитории не быть лектором, а скорее мониторить и направлять процесс так, чтобы студенты были как можно более активными и использовали любую возможность поговорить на английском языке. Подключайте игры, карточки, онлайн-приложения – это позволит и урок разнообразить, и переключить внимание, и дать возможность быть более включенными в процесс, чем просто послушать лекцию.
Еще один совет – приходите подготовленными к уроку. Даже если это начальный английский язык. Я бы даже сказала, тем более, если это начальный английский язык. Ну что может быть сложного в работе с простыми словами и грамматикой? Но простое последовательное выполнение упражнений из учебника не принесет должного результата. Придумайте пару заданий, где можно использовать материал, выученный на уроке. Учебники зачастую дают возможность потренировать правило в ограниченных условиях. Ваша же задача сделать так, чтобы эти знания студент смог использовать в свободной речи.
А какой у вас был преподаватель английского?
Их было много, остались разные воспоминание. Первый позитивный опыт был на курсах английского языка. Помню, тогда объявила родителям: «Хочу изучать английский язык». Мы долго пробовали найти преподавателя английского языка. По совету знакомых обратились в одну известную школу, провайдер английского. Стоимость урока английского языка всех удовлетворила, и я за 4 месяца буквально преобразилась. Это было действительно легкое изучение английского языка, мы играли, шутили, делали необычные задания. Для меня английский открылся с новой стороны и я разговорилась. Сейчас я уже понимаю, что преподавание английского велось по коммуникативной методике. На то время такие уроки английского в Киеве были на редкость. Я до сих пор помню преподавательницу, как она умела превратить обычное задание в игру. И помню эту уверенность, что мне дало это обучение английскому языку, как после каждого занятия у меня еще полчаса мысли в голове были на английском. Это был стоящий опыт! Радует, что сейчас качество обучения поднялось и начать обучение английскому языку по коммуникативной методике не составит труда.
Хочу изучать английский язык
Что вы посоветуете новичку?
Перестать волноваться про ошибки и говорить. Многие до сих пор настороженно относятся к такому подходу. Но именно так формируется языковая компетенция – только когда вы активно используете язык. Доверьтесь преподавателю, он поможет вам научиться говорить правильно. Но вот решение быть активным, а не просто пассивно повторять правила и только и делать, что заполнять пропуски в упражнениях, принимаете вы. Какая ваша цель? Разговаривать на языке или выполнять упражнения без ошибок?
Начальный английский язык хорошо развивается в играх. Вы повторяете одну и туже конструкцию в разных ситуациях. Такие занятия английским языком приносят пользу и радуют своим разнообразием. Поэтому не переживайте, окупает ли себя стоимость урока английского языка и будет ли толк, вы не дурака валяете, раскладывая карточки, вы учитесь использовать язык.
Удачно найти преподавателя английского – это большая часть дела. А вот чего еще требует начальный английский язык, так это практики. Поэтому не брезгуйте домашними заданиями, возьмите себе за правило заниматься после каждого урока. Поверьте, вы сэкономите время, если каждый урок не будет начинаться с детального повторения выученного и благополучно забытого материала. Так уж устроена наша память, что без повторения никуда. Хорошо, что прогресс не стоит на месте и сейчас можно найти множество приложений, которые помогут вам повторять слова или читать прямо по дороге на работу.
Легкое изучение английского языка – возможно ли?
Что вы посоветуете людям, которые учат язык и им не хватает мотивации?
Найдите то, что вам нравится делать на английском. Подумайте, на что вы тратите свободное время, и объедините это с английским. Ну вот какая польза будет от решения читать книги на английском, если вы не успеваете их и на родном языке читать. Читаете новости за завтраком? Найдите новостной портал на английском. Любите слушать музыку? Разбирайте тексты песен. Проводите много времени в соцсетях? Подпишитесь на паблики об английском и на английском.
Радует, что кроме уроков английского в Киеве, тут еще много других возможностей: кинопоказы на английском, встречи разговорных клубов, настольные игры и прочее. Важно понять, что максимальную пользу и быстрый прогресс вы получаете от того, что доставляет вам положительные эмоции.
Можно, конечно, использовать внешнюю мотивацию. Вот, к примеру, есть такое понятие – позитивное подкрепление, когда вы хвалите себя за хорошее и не обращаете внимание на плохое. Зачем эти чувства вины, когда негатива и так хватает вокруг нас? Пришли на занятие, значит – на выходных можно в кино. Выполнили домашку – посмотрели серию любимого сериала. Кто-то находит положительные эмоции в плитке шоколада. Вот кстати, я и узнала об этом методе именно на примере английского языка. Автор рассказывала, как она смогла найти преподавателя по английскому и использовала шоколад, чтобы полюбить ходить на уроки. Она брала несколько кусочков шоколада и съедала их по дороге на занятия английским языком: при выходе из дома, на входе в метро и перед зданием, где проходило обучение английскому языку. Через какое-то время шоколада уже не требовалось, а положительные эмоции остались. Почему бы не проверить?
Как бороться с языковым барьером?
Настраивать себя на успех и не отчаиваться, когда что-то не выходит. Тренироваться говорить в более безопасной среде: на курсах, общаясь с другими участниками, а не только с преподавателями, разговаривать на спикинг клабах и прочих групповых мероприятиях. И не переводить в голове длинные предложения: говорите простыми предложениями, пробуйте объяснять слова, которые не знаете. Это поможет компенсировать маленький словарный запас, особенно если это начальный английский язык. Это вовсе не значит, что нужно тихонечко ждать, когда после начального изучения английского языка вы обретете достаточное количество слов. Пускайте в ход все возможное методы объяснить слово: жесты, мимику, картинки из гугла. Задача – увидеть в собеседнике обычного человека, а не того, кто осудит за ошибку или незнание. Они, между прочим, на вашем языке и слова не понимают, а вы вон как лихо пытаетесь выяснить дорогу к супермаркету.
Спасибо большое за возможность поделиться опытом! Всем успехов!